FRANZ+POLINA

Это мой дебют в полнометражном кино. На дворе стоял 2004 год, я снимал клипы Сплину, Би-2, Ногу Свело, рекламы – Pepsi, IKEA, LG, Mitsubishi, Mail.ru – да кому только не снимал.
  • И, НЕ ЗНАЯ ЕЩЁ, КОГДА И КАКОЕ СНИМУ ПЕРВОЕ КИНО, ОПРЕДЕЛИЛ ДЛЯ СЕБЯ: ОНО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ “КЛИПОВЫМ".
Нам знаком эффект кино, снятого клипмейкерами: отсутствие реалистичной атмосферы, беда с драматургией, плохая игра актёров. И я искал материал, в котором в самой его сути не была бы заложена эстетика, склоняющая к “клиповодству". Нечто далёкое от культуры MTV и современных мегаполисов. И вот мой друг оператор Максим Трапо позвонил и сказал, что “прикреплён" к проекту, который собираются снимать в Беларуси, - экранизацию последнего произведения Алеся Адамовича “Немой". Кино о войне, страшная история фашистской оккупации. Продюсер Олег Урушев находился в поиске режиссёра, Максим познакомил нас. Далее (и это было чудом) продюсера убедили разговор со мной и мои клипы. Наступил сложный этап работы над сценарием, мы создавали его вместе с Максимом Трапо и белорусским писателем Владимиром Степаненко. Времени было мало, и поэтому работа строилась так: я приехал в Минск, собрал группу и первую половину каждого дня готовил материальную часть съёмок - костюмы, декорации, кастинг. А вечером мы втроём сидели на Праспекте Незалежнасцi в кафе “Лондон" и обсуждали сценарий. Я приносил разработки, Максим и Владимир что-то комментировали, плюс Владимир сразу же переводил всё на белорусский. Оставшуюся часть диалогов отправляли переводить на немецкий. За август мы закончили подготовку с группой и сценарий. Параллельно шёл кастинг. На роль Полины я сначала хотел взять кого-то из юных минских актрис, чтобы у неё был родной белорусский язык. Но в результате проб победила студентка ВГИКа Светлана Иванова. Это была первая роль известной актрисы. Претендентов на Франца тоже было много - только на финальную стадию проб прилетели четверо немецких актёров. Я остановил выбор не на типичной “белокурой арийской бестии", а на харизматичном и вдумчивом Адриане Тополе. Впрочем, белокурая бестия среди претендентов тоже была, соблазн утвердить того актёра был велик. Но я подумал, что эффект попадания в клишированный образ получился бы ярким, но работал бы в фильме первые пять минут. Образ был бы, а человека – нет.
  • И ВОТ МЫ ПУСТИЛИСЬ В ПУТЬ: МЫ – МОЛОДЫЕ И ТРУДОЛЮБИВЫЕ, ХОЛОДНЫЕ ОСЕНЬ И ЗИМА 2004-ГО И БЕЛОРУССКАЯ ЗЕМЛЯ, ЕЩЁ ДЫШАЩАЯ БОЛЬЮ И ТРУПАМИ.
Мы даже снимали именно в тех местах, где происходили страшные события, в буквальном смысле – на костях. Возможно, всё это вместе и сложилось в то, что в результате стало фильмом “Franz+Polina".

История
1943 год, Белоруссия. Расквартированные в небольшой деревне солдаты SS ведут себя дружелюбно: помогают жителям по хозяйству, играют с детьми, налаживают новую жизнь. Молодой солдат Франц, не смотря на предупреждения своего командира «ничего не допускать до сердца», влюбляется в юную Полину. Но предупреждения были не напрасны: в один из дней поступает приказ уничтожить деревню со всеми жителями. 
постеры

Музыка из фильма

ФЕСТИВАЛИ И НАГРАДЫ

2006 — Участник XXVIII Московского Международного Кинофестиваля.
2007 — Официальный участник международного кинофестиваля в Монреале (Канада).

2007 — Приз FIPRESCI международного кинофестиваля «Cinema-Tous-Ecrans» (Женева, Швейцария).
Лучший фильм кинофестиваля в Кабурге (Франция).
2006 — Призёр XVI Cottbus Film Festival (Коттбус, Германия)
.
2006 — Участник Недели Русского Кино в Париже и Берлине.
2006 — Официальный участник XVI Camerimage Film Festival (Лодзь, Польша).
2007 — Гран-при за лучший фильм и приз за лучшую музыку фестиваля FIPA (Биарриц, Франция).
2007 — Приз за лучшую мужскую роль «13th Shanghai TV Festival» (Шанхай, Китай).

2007 — Приз за лучшую режиссуру кинофестиваля «Виват, кино России!» (Санкт-Петербург).

2006 — Лучший дебют и лучшая операторская работа международного кинофестиваля «Лістапад» (Минск, Беларусь).
2006 — Гран-при и лучшая женская роль фестиваля военно-патриотического фильма им. С. Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж» (Волоколамск).
2006 — Специальный диплом жюри и приз за лучшую женскую роль XV международного кинофестиваля «Киношок» (Анапа).
2006 — Лучшая главная женская роль и лучшая эпизодическая женская роль фестиваля киноактёров «Созвездие» (Тверь).
2006 — Специальный приз жюри международного кинофестиваля «Балтийские Дебюты» (Светлогорск).

2007 — Приз им. П. Лебешева за лучшее изобразительное решение фильма международного кинофестиваля «Дух Огня» (Ханты-Мансийск).
ГРУППА И АКТЁРЫ

Режиссёр-постановщик – Михаил Сегал
Сценарная группа – Михаил Сегал,
Владимир Степаненко, Максим Трапо
Оператор-постановщик – Максим Трапо
Композитор – Анджей Петрас
Художник-постановщик – Александр Максимович
Художник по гриму – Галина Косыгина
Художник по костюмам – Людмила Торшина
Второй режиссёр – Татьяна Максютова

Полина – Светлана Иванова
Франц – Адриан Тополь
Мать Полины – Тамара Миронова
Отто – Уве Йеллинек
Казик – Валентин Мацапура
Лиза – Эрика Булатая
Комиссар – Михаил Сегал
Фильм снят по мотивам повести Алеся Адамовича «Немой».
Производство киностудии ЮГРА-ФИЛЬМ, 2006.
Продюсер Олег Урушев.

P.S. В титрах автором сценария назван автор повести Алесь Адамович. Этого требовали юридические правила. Фактически же сценарий процентов на 70 был написан нашей сценарной группой. Получив от правообладателей разрешение на изменение сюжета, мы тем не менее должны были оставить Адамовича в титрах автором сценария - что, конечно, выглядит не очень корректно по отношению к его памяти, так как он не может отвечать за нашу адаптацию, за изменения в сюжете.
ИЗБРАННЫЕ ФЕСТИВАЛИ И ПРЕССА

ИЗБРАННЫЕ ОТЗЫВЫ

«Franz+Polina» Михаила Сегала = Любовь. Без войны, без национальности, без времени. Любовь в чистом виде…"

Анатолий Васильев / Театральный режиссёр


“Franz+Polina” - потрясающее кино, я плакал, смотря его...”

Анджей Жулавски /Кинорежиссёр


Обязательно постарайтесь посмотреть российский фильм “Franz+Polina” режиссёра Михаила Сегала. История любви на фоне нацистского варварства в Белоруссии выделяется редким качеством кинематографа!

L`Humanite / Франция

Фильм буквально перевернул моё сознание и стал одним из лучших, увиденных за все последние годы.

Pierre-Henry Deleau / FIPA, Франция


У меня есть слабость: я люблю, когда талантливо. Для меня “Franz+Polina” - талантливый фильм. Он сделан с неожиданным для дебютанта мастерством и точностью. Точность - это правда сегодняшнего времени. Она позволила режиссёру по-новому прочитать этот вечный, как мир, сюжет”.

Павел Лунгин / Кинорежиссёр

Конечно, в первую очередь, это отменно сыгранная история любви...”

Timeout / Россия


Франц и Полина должны сделать выбор между инстинктом любви и инстинктом выживания.

The New York Times /

Нью-Йорк таймс, США


Принимая во внимание многочисленные достоинства картины (операторская работа, сценарий и игра актёров) было бы замечательным, если бы у французских зрителей была возможность увидеть волнующую историю прекрасной любви между юным немецким Ромео и красавицей Джульеттой из Беларуси.

La Croix / Франция

Режиссёр показал себя, как настоящий мастер психологического напряжения, доведя свой фильм в финале до оперного, сюрреального уровня...”

EPD / Германия


Картина запоминается тщательно выстроенной, даже агрессивной фактурой, утверждающей, вероятно, жизнь как сверхидею, не выбирающую времени и места: нет войны, есть жизнь в условиях войны, жизнь мирная и жизнь враждебная, сеющая новые ростки и сеющая смерть.

Кинокадр / Россия